Домой Экономика Короли и королевы бензоколонок переходят с кофе на пиво

Короли и королевы бензоколонок переходят с кофе на пиво

Короли и королевы бензоколонок переходят с кофе на пиво

Идея разрешить продажу алкоголя на АЗС уже не первый год обсуждается в правительстве. На этот раз заинтересованные в этом представители автозаправочного бизнеса получили мощного союзника в лице Минэнерго РФ.

Глава министерства Николай Шульгинов в интервью телеканалу «Россия-24» завил, что его ведомство поддерживает разрешение на продажу слабоалкогольных напитков на АЗС, поскольку эта мера может повысить маржинальность заправок и улучшить их экономику.

«По нашим расчетам, это даст где-то 0,3 рубля на литр увеличение выручки АЗС, — отметил министр. — Учитывая, что у них низкая маржинальность, потому что оптовые цены иногда растут, и они испытывают проблемы, то это, может быть, улучшит экономику АЗС».

—  Да, эта мера поможет независимым АЗС, у них увеличится маржинальность собственных продаж, — считает эксперт Центра отраслевой экономики Научно-исследовательского финансового института Андрей Гордеев:

— Возможно, такое решение правильное, поскольку, если посмотреть на текущую ситуацию, то новый год не сулит нам каких-либо улучшений. Внешние рынки опять же будут достаточно волатильны, что будет сказываться на нашем топливном рынке, прежде всего оптовом. А рост оптовых цен будет постепенно транслироваться в розничный сегмент. Кроме того, с 1 января фискальная нагрузка на нефтегазовый сектор увеличится, поскольку у нас растут акцизы, меняется демпфер (увеличивается условно-расчетная цена), увеличивается НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых).

Это, конечно, не приведет к резкому повышению цен на автозаправках, но будет неуклонно происходить постепенно. Увеличение фискальной нагрузки нефтяные компании будут закладывать в цену. Это произойдет не в январе, а постепенно — в феврале-марте. Но, скорее всего, цены выше рамок инфляции не отпустят. Хотя, уже сейчас стоимость дизельного топлива и керосина запредельная, но при этом несколько успокоились цены на бензин. Как это бывает в зимний период, маржинальность дизельного топлива сокращается, АЗС получают прибыль за счет продажи бензина, а в летний период — наоборот.

«СП»: — И теперь независимые АЗС поправят свои дела при помощи продаж слабого алкоголя. Но ведь этим воспользуются не только они, но и крупные автозаправки, принадлежащие гигантам.

— Да, крупные нефтяные компании этим тоже непременно воспользуются.

«СП»: — А в чем тогда фокус, если автомобилистам будет предоставлена возможность купить пиво или ликер на любой АЗС? Тогда они опять будут проезжать мимо независимых автозаправок. И вся идея «пивной» поддержки сойдет на нет…

— Я не стал бы так утверждать. Поскольку здесь главное преимущество — конкурентная цена. И если независимая розница не может увеличивать или снижать цены на топливо, как это делают крупные нефтяные сети, то с алкоголем — оптовая цена одна и та же для всех. И в рознице ее даже можно снизить.

Да, это повлечет и некоторое снижение маржинальности от продажи алкоголя. Но в целом, с учетом продажи еще и других сопутствующих товаров — увеличится трафик на независимых АЗС. Конечно, многое будет зависеть от добросовестности в процессе продаж алкоголя на АЗС — в установленное время, в установленном месте.

Но эффект будет — часть трафика будет отвлечена от крупных заправочных сетей в пользу независимых АЗС. Поскольку, еще раз подчеркну, на топливном рынке у ВИНКов (вертикально интегрированная нефтяная компания — ред.) есть явные преимущества, а алкогольном рынке — их нет. И в убыток, как, например, с топливом, нефтяные компании торговать алкоголем не будут. По признанию некоторых менеджеров, даже при нынешних высоких ценах дизельное топливо сейчас убыточно при реализации, но они продолжают им торговать. А с алкоголем они вряд ли так поступят.

— Сейчас с чашки кофе АЗС получает больше денег, чем с заправки полного бака средней легковушки. Но добавлять в эту пропорцию еще и пиво вряд ли стоит, — считает заместитель гендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов:

Читать также:  Преимущества небулайзеров Гамма

— Конечно, в текущих обстоятельствах независимые заправочные сети, не имеющие своей нефтепереработки, страдают больше всех. Выросли оптовые цены на топливо, правда, сейчас они несколько припали — на бензин. Поэтому независимые игроки жалуются и требуют от государства принятия различных мер. Но, если мы посмотрим на конечный результат, который хотели бы получить независимые игроки, то увидим простую вещь — повышение цен.

Они трактуют это так: «Надо сделать цены более адекватными текущим рыночным реалиям». И вроде как они и рады были бы низким ценам, но, так как оптовые цены высокие (почему высокие — это отдельная тема), поэтому сделайте нам что ни будь, чтобы наши розничные цены могли стать выше. Если не можете отпустить цены вверх, то сделайте что ни будь, чтобы мы могли зарабатывать дополнительные деньги.

В текущий период качество моторного топлива уже не является каким-то конкурентным преимуществом. В условиях кризиса все решают цена и сопутствующий сервис, ну и, конечно, «обертка» — красивое оформление заправки, пышный букет сопутствующих товаров — выпечка, газировка, кофе, тематические журналы и т. п. И при этом, если цены на это держатся в рамках рынка или даже чуть-чуть ниже, особенно с учетом маркетинговых программ, то средний объем прокачки будет высоким (про глушь не говорим — на условно средней АЗС).

И вот, если на одной стороне улицы заправка вертикально интегрированной компании — вся разукрашенная, в огоньках и с хорошим внутренним обустройством, с широким ассортиментом товаров и с удобствами, а на другой стороне — «хибара» независимой АЗС, то странно слышать жалобы, что к вам туда не едут. Понятно, что едут туда, где бензин дешевле и сама АЗС лучше.

И сейчас сопутствующие товары, и сервисы (автомойка, шиномонтаж, экспресс-замена масла и т. п.) становятся важным подспорьем, которое позволяет повысить маржинальность бизнеса в целом.

«СП»: — И что будет дальше?

— Если АЗС будет опираться на продажу пива, то в каких-то условиях, может, это сыграет серьезную роль. Но для АЗС с уже развитым сегментом сопутствующих товаров значимой прибавки это вряд ли даст. И мне не очевидно, насколько это действенный шаг. Хотя, если эта заправка на отшибе, у которой даже кофейного автомата нет, то продажа пива, конечно, несколько увеличит ее доходность. Насколько это будет существенно, трудно сказать, поскольку такие АЗС — наиболее уязвимые игроки топливного рынка.

Давайте считать вот такое резюме шуткой: если не разрешат продажу алкоголя на АЗС ночью, то какого-то серьезного прорыва от такой поддержки я бы не ожидал. К тому же, пока трудно предсказать, как это повлияет на рост числа аварий, совершенных под воздействием алкоголя. Ведь кто-то довезет нетронутой бутылку, купленную на АЗС, до дома, а кто-то не удержится — раскупорит по дороге.

Думаю, прежде надо исследовать это, изучив статистику после запуска в пилотном регионе. Но если решать вопрос фундаментально, то не нужно заниматься такими сомнительными проектами, как алкоголь на АЗС.

Надо просто укрепить рубль, и я вам гарантирую, как только отечественная валюта выровняется до 50 рублей за доллар, это сразу же положительно скажется на оптовых ценах на моторное топливо. Потому что сразу уменьшится разница между реализацией на внутреннем и на внешнем рынках. Соответственно, налоговое давление с этой стороны тоже сократится. И давление внешних бирж на внутреннюю биржу упадет волшебным образом. Но только и слышно, что слабый рубль нас устраивает.