Домой Экономика Портовые войны: Усть-Луга против Клайпеды. Калининград останется крайним в транзитной битве

Портовые войны: Усть-Луга против Клайпеды. Калининград останется крайним в транзитной битве

Портовые войны: Усть-Луга против Клайпеды. Калининград останется крайним в транзитной битве

Москва обеспокоена информацией о возможном запрете транзита через Литву грузов из Белоруссии и не оставит такие ограничения без внимания, если их примут, заявила представитель МИД Мария Захарова.

«С крайней обеспокоенностью восприняли информацию о возможном запрете транзита через Литву грузов из Белоруссии. Убеждены, что такой путь является тупиковым, поскольку может затронуть обеспечение Калининградской области, негативно сказаться на экономике, социальном положении и качестве жизни населения этого региона Российской Федерации», — подчеркнула она.

Захарова также добавила, что действия Литвы не останутся без ответа со стороны России, однако пока ограничилась призывом к литовским властям соблюдать ранее установленные договоренности.

«Призываем партнеров (…) сделать все возможное для нормализации обстановки и выполнения в полном объеме международных обязательств Литвы по обеспечению российского грузового транзита в/из Калининградской области», — заявила она.

Ранее Министерство транспорта Литвы предложило наложить санкции на продукцию, импортируемую, закупаемую или следующую транзитом прямо или косвенно из Белоруссии после введения европейских санкций против Минска из-за миграционного кризиса на белорусско-польской границ. Однако компания «Литовские железные дороги» продолжила транзит белорусской продукции через территорию страны, так как уже получила предоплату. Это привело к политическому скандалу.

Глава МИД Габриэлюс Ландсбергис и министр транспорта Марюс Скуодис подали заявления об отставке, однако они не были приняты премьер-министром Ингридой Шимоните.

— Как известно, поводом для разгорания скандала в Литве стало то, что литовские железные дороги продолжили транспортировку белорусской продукции через территорию Литвы после введения США санкций против белорусской компании «Беларуськалий», — напоминает политолог, доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве РФ Дмитрий Ежов.

— Возможное наложение запрета транзита белорусских товаров через Литву, в этой связи, имеет чисто политические мотивы, и в случае своей реализации, в том числе, отразится на интересах России, поскольку многих товаров лишится Калининградская область.

В этих условиях призыв российского внешнеполитического ведомства к поиску консенсуса выглядит более чем рациональным.

Примечательно, что Министерство транспорта Литвы при этом исходит из логики, что такое решение направлено на создание условий для эффективного обеспечения интересов национальной безопасности прибалтийского государства. И это многое объясняет, так как лица, выступающие с подобного рода инициативами, готовые пожертвовать собственными должностями, и поставить страну на грань политического кризиса, возводят в приоритет политическую конъюнктуру, а не потенциальные экономические последствия, пренебрегая при этом международными обязательствами, да и здравым смыслом.

Собственно, в этом же русле лежит объявленная пролонгация антироссийских санкций со стороны ЕС, и ряд других аналогичных процессов. В сложившейся же ситуации по факту получается, что власти Литвы в большей степени обеспокоены неисполнением санкций США, а не проблемами, ожидающими страну вследствие расторжения договора с «Беларуськалием». Да и проблемы уже начались. Очевидно, что увольнения сотрудников порта Клайпеды, через который шел транзит белорусских грузов, ударит рикошетом не только по Республике Беларусь.

— Прибалтийские страны, действуя в фарватере интересов Запада, стреляют себе в ногу, — считает оппозиционный политик из Латвии, экс-депутат Даугавпилсской думы Юрий Зайцев.

— Единственный ещё оставшийся белорусский транзит, хоть как-то ещё поддерживает работу литовского порта Клайпеда и латвийского Рига. Российский транзит страны потеряли ранее. А после публичной поддержки белорусских оппозиционеров, предоставления им льготных условий проживания на своей территории, теряем и этот. Что ж, глупо. Потому как это конец не только для портов, но и для двух железных дорог — литовской и латвийской. А это означает галопирующую безработицу, которая и так увеличилась в результате ковид-кризиса.

В интересах литовского, латвийского и белорусского народов немедленная деэскалация конфликта и установление принципа невмешательства в внутренние дела друг друга.

— Белорусский транзит и Калининград — это всё-таки разные темы, — подчеркивает советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований Всеволод Шимов.

— Литва действительно является основным транзитным коридором между «материковой» Россией и Калининградом, фактически монополистом, обойти которого невозможно. На сегодняшний день калининградскому транзиту ничего не угрожает. Тем не менее, ситуация в отношениях с Белоруссией говорит о том, что при желании Литва может задействовать и калининградскую тему как инструмент давления на Россию. Кроме того, заторы, возникающие на белорусско-литовской границе, могут создавать проблемы для грузов, следующих в Калининград.

Читать также:  «Северный поток-2»: Польша решит, будет ли русский газ в Германии

Другой вопрос, что при желании эти грузы из России можно везти в обход Белоруссии, через Латвию или Эстонию. Но это дольше, да и с другими балтийскими странами отношения у РФ не лучше, чем с Литвой. Ситуация, когда Калининградская область остаётся отделанным от России анклавом, является постоянной ахиллесовой пятой для РФ, открывая возможности для угроз и шантажа со стороны стран Балтии и ЕС.

«СП»: — Если Литва действительно закроет путь для транзита белорусских товаров, она же себе хуже сделает? Россия уже перестала использовать ее порты, а что с ними будет, если не будет еще и белорусского транзита?

— Это будет удар по литовской экономике, но не смертельный. Литва уже пережила один такой «выстрел в ногу», закрыв Игналинскую АЭС и превратившись из энергетически самодостаточной страны в импортёра электроэнергии. Но Литва маленькая, получает европейские субсидии, которых оказывается вполне достаточно для поддержания штанов. А работники Клайпедского порта, лишившиеся работы, вполне смогут найти себя где-нибудь в Гамбурге или Гданьске.

«СП»: — Скандал уже привел к политическому кризису: министры транспорта и иностранных дел подали заявления об отставке. Это только начало? Какие еще могут быть последствия для Литвы?

— Не думаю, что будет что-то серьезное. В крайнем случае, дело дойдет до досрочных выборов, которые ничего принципиально не изменят. Литовская политическая система вполне стабильна и устойчива.

«СП»: — А может ли российская Усть-Луга взять весь белорусский грузопоток?

— Есть определенные проблемы как с инфраструктурой самих портов, так и с пропускной способностью железной дороги. На сегодняшний день дорога из Белоруссии на Усть-Лугу и Санкт-Петербург однопутная, не электрифицированная и не рассчитана на большой грузопоток. Поэтому часть белорусского транзита у Литвы могут перехватить другие балтийские государства. Это уже происходит. Например, резко возросла перевалка белорусских грузов через Эстонию. Латвия, как и Литва, умудрилась подпортить свои отношения с официальным Минском. Думаю, именно поэтому предпочтение отдается логистически менее удобному эстонскому маршруту.

«СП»: — Если литовцы блокируют поставки калийных удобрений в Европу, чем это грозит? В Европе начнется неурожай? Цены вырастут, поскольку через океан доставлять дорого и долго. Что тогда? Может ли российский Уралкалий нарастить поставки в Европу, если те будут просить? Этично ли это будет по отношению к Минску?

— Значительная часть продукции Беларуськалия ориентирована на неевропейские рынки — Индию, Китай, Южную Америку. Санкции будут способствовать дальнейшей переориентации на эти рынки. Думаю, в этой связи Уралкалий и Беларуськалий вполне могли бы договориться о разделе рынков, с учётом политической ситуации.

«СП»: — По-вашему, как далеко готовы зайти европейцы в вопросе санкций против Лукашенко? Могут ли дойти до крайности — полностью запретить покупать удобрения и нефть? Чем может ответить Минск?

— Наиболее радикальную линию в отношении Белоруссии продвигают как раз Литва и Польша, однако их голос не является решающим. Западноевропейские государства занимают более умеренную и осторожную позицию. Новые санкции, скорее всего, неизбежны, но в них наверняка будет немало лазеек и дырок, которыми смогут воспользоваться белорусские производители.

«СП»: — Вы говорите, что все же основные рыки у Минска в Азии и Америке. Но вывозить туда товар все равно через Прибалтику. Даже если Европа пойдет на мазохизм по отношению к самой себе, она сможет сделать больно и Белоруссии…

— Судя по тем скандалам, которые происходят в Литве, портовики и железнодорожники саботируют попытку полностью перекрыть белорусский транзит. То же самое касается и ЕС в целом — европейский бизнес отнюдь не в восторге от политики санкций.

Поэтому далеко не факт, что угроза полностью закрыть транзит калийных удобрений будет реализована. Если же это произойдет, то наверняка появятся какие-то серые схемы, когда белорусские удобрения просто будут продаваться под другими «этикетками»