Домой Технологии Выставка с говорящим названием «Искусство будущего» открылась в Мультимедиа Арт Музее

Выставка с говорящим названием «Искусство будущего» открылась в Мультимедиа Арт Музее

Выставка с говорящим названием «Искусство будущего» открылась в Мультимедиа Арт Музее

Тут правят бал нейросети, роботы, 3D-анимация, виртуальная и дополненная реальность. Экспозиция будто гигантская машина времени, которая переносит далеко-далеко — на 100, а, может, на 200 лет вперед. Кто знает, может, там мы будем словно голограммы и сможем управлять ими как хотим. А жонглируют этими технологиями на грани фантастики художники из 12 стран, некоторые — настоящие звезды.

Катрин и Адам прямиком из Австралии. Оба технари — разрабатывают роботов и занимаются проблемами физики. В Москву привезли, как шутят, «аналогового» сына. А еще свое изобретение — таутофон. И когда говорят о нем, теряешься: это они о ребенке или уже о проекте?

«Все началось с любви. Наш проект начался с того, что мы влюбились друг в друга. Лазер — это световые лучи, а тут их звуковой эквивалент. Он отражается от всего и звучит. Звук всегда разный, новое здание, одежда и даже каждый человек звучит по-своему», — поясняют Катрин Хохшу и Адам Донован.

На биеннале «Искусство будущего» художники из разных стран. Но в основе всех их сложных арт-концепций простое человеческое чувство. Например, любопытство. Или, скажем, страх. Как у художника Станза. Станз боится, что скоро прямо в мозг можно будет загрузить терабайты информации.

«И вот вопрос: если есть возможность имплантировать большие данные, вы сделаете это? А если не все смогут загрузить данные, а только часть людей, что тогда?» — говорит он.

«Кто-то ждет будущее с опаской, а кто-то видит в нем розовый батут, в котором все прыгают, или потрясающие цветы, которые переливаются. Художники используют нейросети, дополненную реальность, они сегодня пользуются 3D-принтерами. Когда-то мрамор обрабатывали вручную, а сегодня режут с помощью лазерных сложных фрезеров», — отмечает директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова.

Читать также:  На Астронавтической конференции в Дубае официально представлен проект «Вызов»

Одни иронично выращивают криптовалюты как бактерии в виртуальной чашке Петри. Другие уверены: мы, люди, лишь нули и единицы в сложном коде нейросети.

«Мы мыслим очень дискретно, словами. Слова — это дискретная единица. Поэтому можно сказать, что мы тоже в некотором смысле машины», — рассуждает художник Паруйр Давтян.

«Что такое «Черный квадрат» Малевича? Почему была форма такая понятная и вдруг это сегодня считается одним из шедевров мирового искусства. И поэтому если вам сегодня что-то непонятно, это не значит, что это искусство не имеет своего языка и не имеет своего зрителя. Более того, как знать, может быть, этот зритель еще даже не родился», — отмечает глава департамента культуры Москвы Александр Кибовский.

Словом, не можешь понять — просто почувствуй. Каждый раз, когда на земле бьет молния, тут вспыхивает луч. Компьютер получает данные напрямую от метеослужб и отправляет сюда. И вот ты уже будто смотришь на Землю из космоса. А там вообще можно потеряться в лабиринтах из света и звука.

На биеннале «Искусство будущего» и новички, и признанные мастера, как знаменитая группа AES+F. Тут премьера их нового проекта. И это тоже преимущество цифрового искусства: ведь их ожившие картины сейчас показывают одновременно в Москве и за тысячи километров от нее — в музее в Сеуле. Ну а нам ехать никуда не нужно. В столице выставка до апреля. А потом отправится в другие регионы России.

Марина Чайка