Домой Технологии Завершена проходка Большой кольцевой линии Московского метрополитена

Завершена проходка Большой кольцевой линии Московского метрополитена

Завершена проходка Большой кольцевой линии Московского метрополитена

Историческое событие для Московского метрополитена. Завершена проходка всех тоннелей Большой кольцевой линии. Она сомкнулась. И теперь станет самой протяженной в мире. У прежнего рекордсмена, кольцевой ветки подземки в Пекине, длина 57 километров. У нашей — около 70.

31 новая станция. 22 из них уже работают, там можно сделать пересадку, минуя центр. Путь из одного района в другой минимум на полчаса быстрее. Миллионы людей, живущих в ритме мегаполиса, это удобство уже оценили.

Строительство оставшихся станций Большой кольцевой не прекращается ни на минуту.

Пробивая московский грунт, метростроители установили мировой рекорд по скорости среди всех, кто когда-либо делал тоннели. Днем и ночью вгрызались в породу 20 проходческих щитов, которые инженеры по традиции называют женскими именами: «Виктория», «Ольга», «Светлана». И, наконец, мощная «Лилия» весом две тысячи тонн в свете лазерного шоу смыкает Большую кольцевую линию.

«Закончена проходка самого большого метрокольца в мире. Это огромный объем, это целый город под городом. На отдельных участках велась ручная проходка в сложнейших геологических условиях на глубине около 70 метров. Хотел поблагодарить строителей за тот подвиг, который они совершили, проведя такую огромную, гигантскую сложнейшую работу», — сказал мэр Москвы Сергей Собянин.

Работа над БКЛ — один из самых сложных инфраструктурных проектов в истории современной России — началась девять лет назад. Ее протяженность 70 километров, 22 станции уже работают. И вот проходчики проложили тоннели на двух последних участках: от «Электрозаводской» до «Савеловской» длиной семь с небольшим километров и состоящей из четырех платформ, а также от «Нижегородской» до «Каширской», это 11 с лишним километров и три станции.

Десятиметровый проходческий щит строит тоннель с двумя путями: для двух поездов, которые будут двигаться в разных направлениях. Этими резцами комплекс в сутки вычерпывает около трех тысяч тонн грунта, мог бы и больше, но машина еще и ставит бетонные гигантские кольца, которые держат свод тоннеля.

Читать также:  Как выбрать алмазные коронки для мокрого бурения?

Семь раз метрокольцо проводили под реками и каналами. За работу над станцией «Кленовый бульвар» на юге Москвы, по словам инженеров, в мире вообще мало бы кто взялся. Грунтовые воды здесь настолько мощные, что даже небольшую яму быстро заполнят.

«Да, это было бы просто озеро. Без специальных методов строительства, естественно, в таких условиях не обойдешься. Здесь мы применяли все существующие методы заморозки, химические закрепления, цементацию», — рассказывает исполнительный директор — руководитель дивизиона по строительству объектов метро Мосинжпроекта Валерий Кивлюк.

Еще сложнее вписаться в плотную застройку мегаполиса. Электрокабели, водопровод, канализация — инженерам пришлось переложить тысячи метров коммуникаций. Каждый шаг выверен едва ли не с хирургической точностью.

«При строительстве БКЛ мы несколько раз проходили проходкой под действующими линиями и станциями метрополитена. В некоторых случаях это расстояние составляло несколько метров. Десятиметровые машины и точность трассировки с точностью до семи-пяти миллиметров осуществляется», — поясняет директор программы проектов дивизиона метро Мосинжпроекта Валерий Вязовой.

БКЛ побьет мировой рекорд — станет самой длинной кольцевой линией метро. 70 километров против 57 — именно такая протяженность у нынешнего чемпиона, ветки пекинской подземки. БКЛ будет длиннее и любого железнодорожного тоннеля на планете — например, тот, что под Ла Маншем, соединяющий Британию и Францию, всего 50 километров. Проложенный тоннель теперь нужно обустроить. 20 тысяч человек не прекращают работу ни на минуту, чтобы непрерывное движение по кольцу было запущено с опережением графика.

Большая кольцевая пересекается с другими линиями, диаметрами. Всего полсотни пересадок. Это позволит пассажирам сэкономить в пути в среднем полчаса. Больше миллиона человек наконец будут жить в пешей доступности от новых станций.

Чтобы артерии подземки справлялись с многомиллионным и постоянно растущим пассажиропотоком, в метро словно начнут биться два сердца — так изящно на схеме переплетаются контуры МЦК и Большой кольцевой. Где, как не в метро, чувствуется пульс мегаполиса?!

Дмитрий Кулько